Таинство Крещение
Таинство Крещения существует на Руси издревле. Обряд совершения Таинства Крещения, заимствованный нами от греков, отправляется ныне так, как и прежде. Священник читает заклинательные молитвы. Затем следует отречение оглашенного, или, в случае его малолетства, его крестных (восприемников) от сатаны. Причем они, говоря «отрицаются», дуют и плюют три раза, обратясь назад: а после, обратясь на восток, уверяют в единении с Христом и читают «Символ веры». Потом иерей, помазав елеем, трижды погружает оглашенного в тепловатую, как бы летнюю, воду, произнося: «Крещается раб божий (имя) во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь; ныне и присно и во веки веков, аминь», надевает на крещенного белую одежду и крест. При одевании крещаемого в белую одежду поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш». После крещения следует миропомазание при произнесении слов: «Печать Дара Духа Святого». Миром помазуются чело, очи, ноздри, уста, уши, грудь, руки и подошвы ног.
Потом священник, трижды обойдя с крещаемым и его восприемниками вокруг купели, прочитав Евангелие и омыв члены тела, помазанные миром, остригает волосы крестообразно при чтении молитвы; залепив их в воск, отдает крестному (восприемнику), а восприемник потом бросает их в купель, из которой выливают воду в непопираемое ногами место.
При крещении младенца восприемница (крестная) снабжает его рубашечкой и головным убором, а восприемник (крестный) – крестом; каждый из них одаривает родительницу и дитя щедрым подарком.
Обыкновение иметь крестных родителей (восприемников) существует в христианской Церкви издревле. Повод к возникновению этого обычая подали первые гонения на христиан. В те жестокие времена нужно было иметь свидетелей при крещении, которые, соединяясь с крещенным духовным родством, служили бы ему наставниками в принятой вере.
По правилам святых отцов, достаточно при крещении мальчика иметь одного восприемника, а при крещении девочки – одну восприемницу. В наше время при каждом крещении бывают восприемник и воспремница, которые называются «кум» и «кума», а в отношении к принятым ими из купели детей – крестным отцом и матерью. Тогда возникает между ними духовное родство.